Во время Первой мировой войны авианосцы имели весьма ограниченные боевые возможности, но благодаря развитию, которое эти корабли претерпели в 20-е 30-е годы XX века, они превратились в мощные платформы для массированного применения палубной авиации.
Продемонстрированная в ходе Первой мировой войны эффективность авиации для ведения разведки убедила флотское командование большинства стран в необходимости оснащения линкоров платформами для взлета самолетов, а к 1916 году на вооружение уже были приняты корабли, специально предназначенные для базирования гидросамолетов. Однако вскоре стало очевидно, что аэропланы наземного базирования намного превосходят по возможностям гидросамолеты и летающие лодки. А для того, чтобы использовать наземные самолеты на морс, были необходимы корабли абсолютно нового типа авианосцыПервые эксперименты провели англичане, установив взлетную палубу на баке малого линейного крейсера «Фьюриес». Не получив желаемого результата, они затем полностью перестроили «Фьюриес» в авианосец. Вслед за ним на вооружение были приняты первый в мире корабль с полностью «плоским верхом» «Аргус», перестроенный из линкора авианосец «Игл», а также изначально спроектированный как авианосец корабль «Гермес». Вскоре после подписания в ноябре 1918 года Компьенского перемирия между Антантой и Германией этому примеру последовала Япония, приступившая к строительству авианосца «Хосё». В течение последнего года Первой мировой войны эскадрилья боевых самолетов американских ВМС действовала совместно с флотом Великобритании, и американцы быстро оценили преимущества авианосцев.
В конце войны министерство ВМС США отдало приказ о переоборудовании большого судна для перевозки угля «Юпитер» в первый американский авианосец СV-1 «Лэнгли».Вашингтонский договор 1922 года был призван прекратить слишком активное строительство боевых кораблей, которое в определенной степени спровоцировало начало Первой мировой войны. Он наложил ряд ограничений и на строительство авианосцев. Согласно его положениям, под термином «авианосец» понимался любой корабль водоизмещением более 10 ООО тонн, «специально и исключительно предназначенный для базирования. взлета и посадки самолетов.Небольшое ограничениеКаждая подписавшая договор сторона имела право строить любое число авианосцев, но их суммарное водоизмещение не должно было превышать определенной величины, составлявшей 135 ООО тонн для Великобритании и США, 81 ООО тонн для Японии и 60 ООО тонн для Франции и Италии. Запрещалось строить новые корабли водоизмещением более 27 ООО тонн, но каждой стороне разрешалось перестроить в авианосцы по два больших линкора, подлежавших в противном случае утилизации.В то время Великобритания и Япония еще только начинали строить свои первые небольшие авианесущие корабли, а США перестраивали гражданское судно в авианосец «Лэнгли».Франция и Италия едва приступили к рассмотрению этого вопроса. В результате экспериментов с первыми авианосцами участники договора получили требования к авианосцам второго поколения. При этом был решен вопрос использования имевшихся в изобилии недостроенных линейных кораблей, которые были заложены в годы Первой мировой войны.
Для создания двух авианосцев американцы использовали недостроенные корпуса больших линейных крейсеров. Их строительство было завершено в 1927 году. Авианосцы СЛ-2 «Лексингтон» и СУ-З «Саратога» имели длину 270 метров и были способны развивать скорость до 34 узлов, что значительно превышало характеристики построенного всего на пять лет раньше корабля «Лэнгли», длина которого составляла 168 метров, а скорость -15 узлов.Совершенствование тактикиС 1928 года авианосцы «Лексингтон» и «Саратога» принимали участие в ежегодных учениях американского Тихоокеанского флота. Им все еще отводилась вспомогательная роль средств обеспечения разведки, но никак не боевых кораблей, «Лексингтон» и «Саратога» проводили и свои собственные учения, где действовали друг против друга и разрабатывали тактичеткие приемы, использовавшиеся оперативными соединениями авианосцев в годы Второй мировой войны.
Выбор англичан пал на два корабля водоизмещением по 22 500 тонн «Глориес» и «Кэрейджес», которые были оснащены лишь 120-мм орудиями и не подпадали под наложенные договором ограничения. Но из-за консерватизма и отсутствия масштабного мышления Королевский флот Великобритании к 1930 году имел всего шесть небольших авианесущих кораблей, которые несли самолетов меньше, чем три авианосца, имевшихся у Соединенных Штатов. Все еще не имея четкого представления о том, какими должны быть авианесущие корабли. США и Япония в конце 20-х начале 30-х годов на некоторое время вернулись к строительству небольших авианосцев. Но практические ограничения, с которыми они столкнулись при эксплуатации кораблей СУ-4 «Рейнджер» и «Рюдзё», доказали преимущества крупных авианосцев. Затем в США с учетом опыта «Рейнджера» был построен СУ-5 «Йорктаун».
В отличие от авианосцев «Лексингтон» и «Саратога», оснащенных «закрытыми» ангарами, он имел «открытый» ангар и был способен нести до 80 самолетов.Японский подходВ 20-х 30-х годах XX века японцы продолжали экспериментировать со своими авианесущими кораблями, совершенствуя их конструкцию, технологию строительства и тактику применения «Хирю», «Сорю» и корабли типа «Сёкаку» были достойными противниками авианосцев ВМС США. Они были более быстроходными и несли больше самолетов, чем английские корабли.Только в конце 30-х годов, приняв на вооружение «Арк Ройал» и авианосцы типа «Илластрисс», Великобритания вышла на подобный уровень. Предназначенные для ведения боевых действий в Европе, зачастую в пределах досягаемости бомбардировочной авиации, английские авианосцы имели бронированную полетную палубу.
Это обеспечивало им более высокую степень защиты по сравнению с американскими и японскими кораблями, но накладывало существенные ограничения на количество самолетов на борту. В итоге оказалось, что лучше иметь большую авиагруппу, и при создании авианосцев в послевоенное время Великобритания пошла по американскому пути. К началу Второй мировой воины авианосцы утке имели все необходимое, чтобы играть решающую роль в боевых действиях на море. Однако флотами все еще командовали сторонники артиллерийских кораблей, и немногие были способны предсказать, что авианесущие корабли вскоре положат конец пятисотлетнему господству линкоров.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Стратегия Коридоры — популярная тактика, наделавшая немало шума | Особенности и параметры выбора комбинированных кухонных плит →