Жизнь Израиля - Перспективы кибуцев Израиля

Жизнь Израиля - Перспективы кибуцев Израиля “Продукты, приготовленные из сои, для некоторых израильских кибуцников являются современным эквивалентом библейской манны, пищи, чудесным образом посланной израильтянам в пустыне.”
Так начинается недавняя статья в деловой рубрике New York Times, где Джессика
Штейнберг рассматривает некоторые фундаментальные вопросы, с которыми предстоит столкнуться нынешним кибуцникам, основе нации трудовых сионистов, института, созданного, прежде всего, из социальных соображений, который сейчас, во времена приватизации и сокращения производства, переживает нелегкие времена.
Штейнберг рассказывает о том, как и зачем
Лохамей-Хагетаот, или кибуц борцов гетто, в северном Израиле и кибуц Хацор, возле приморского Ашдода к югу от Тель-Авива, ухватились за производство продуктов из сои как за спасение свыше - в чисто капиталистическом смысле. Этот источник пищи предоставил им финансовую стабильность после долгой борьбы за существование, которая едва не закончилась роспуском кибуца, судьбы, нередко постигающей израильские “колхозы”, по мере того, как экономика еврейского государства становится все более рыночной.
По данным автора, Лохамей-Хагетаот, основанный в 1949 году, создал себе прочную финансовую базу благодаря “Тиваль”, заводу, изготавливающему продукты питания из сои в сотрудничестве с “Осем”, израильским пищевым концерном, контролируемым “Нестле”. Хацор владеет компанией Solbar Industries, “одним из основных производителей ингредиентов для соевых продуктов питания в мире, собравшим 30 миллионов долларов при первом выпуске акций на Тель-авивской бирже.
После таких достижений, как торговля акциями и сотрудничество с транснациональными компаниями, можно ли ожидать прелестей капитализма в виде собственных домов и пенсионных фондов? В действительности, отмечает Штейнберг, это уже включено в план выживания для кибуца двадцать первого века. Многие кибуцники сейчас имеют собственные портфели инвестиций, которые считались бы инструментом дьявола в дни расцвета социализма в стиле партии труда.
“Все это – последствия демографических, экономических изменений и глобализации – превращения мира в “глобальную деревню”, процессы, которые не обошли стороной и нас”, - говорит Гаври Бар-Гил, генеральный секретарь Движения кибуцников, организации зонтичного типа. “Это исторический процесс, и примеры успеха вроде “Солбар” и “Тиваль” показывают, что правильный выбор отрасли производства позволит кибуцам выбраться из финансового кризиса.”
В Израиле сейчас 270 кибуцев, которые были основаны на правительственные гранты. Обычно в финансовом отношении кибуцам помогали выжить сельское хозяйство и небольшие фабрики, но, когда в середине восьмидесятых Израиль охватила инфляция, некоторые из них стали искать другие источники дохода.
Как пишет Times, в Лохамей-Хагетаот считали, что производство продуктов питания из сои будет осуществляться в небольших объемах, однако успех был ошеломляющим. Спустя 21 год после открытия завода, “Тиваль” (свободно можно перевести как “все натуральное”) контролирует 70 процентов израильского рынка. А по мере того, как европейцы все чаще ищут замену традиционным мясным и молочным продуктам из соображений полезности и опасения перед новыми вспышками коровьего бешенства, продукция компании осваивает континентальный рынок. Ежегодно “Тиваль” продает продуктов питания на сумму 55 миллионов долларов, сообщает Times.
Хацор также начал искать новый источник дохода около двадцати лет назад.
Первоначально кибуц работал в сотрудничестве с “Сентрал Соя”, американской компанией, которая пошла на дно в 1990 году. Хацор выкупил свою долю, и после второй неудачной попытки найти партнера, решил действовать в одиночку.
Цитирую Штейнберг: “Сейчас на Solbar работает 190 человек, производство продолжается 24 часа в сутки, шесть дней в неделю.
Конечный продукт - соевые катышки карамельного цвета, которые используются для изготовления чего угодно – начиная от обычных продуктов питания, до изофлавонов, биологической добавки для женщин во время менопаузы… Solbar становится транснациональным игроком на рынке ингредиентов для соевых продуктов питания…”
Это означало прирост в численности населения Хацора, так как многие молодые семьи решили попробовать жить в современной коммуне. “Еще более значительным”, - пишет Штейнберг, - “представляется тот факт, что кибуцы, такие, как Лохамей Хагетаот, вступили в процесс приватизации, позволяя своим членам арендовать или продавать собственные дома, учреждаются пенсионные фонды и вводится плавающая зарплата, так что теперь она зависит об объема выполненных кибуцником работ, а не от их потребностей…”
“Киббуц – место с высоким качеством жизни”, - добавляет Бар-Гил, - “но без финансовой стабильности люди не станут здесь жить”.
Почти всю эту информацию, в том или ином виде, можно найти в недавно вышедшей книге “Место, изобретенное нашими сердцами” издательства Syracuse University
Press. Однако если статья в Times была написана живо, содержательно и интересно, книга, несмотря на свое красивое название, является ее полной противоположностью
– скучна, тяжела в чтении и монотонно честна.
Естественно, книга охватывает намного больший диапазон вопросов, чем статья в
Times. Много места уделяется истории движения кибуцев (как и полагается в подобном исследовании), кроме того, авторы приводят анализ того, как три разных кибуца отреагировали на изменения в израильском и мировом сообществе, произошедшие за два последних десятилетия.
В качестве одного из примеров взят Хацор – он находится посредине, кибуц, который постарался диверсифицировать свою экономику и в то же время построить систему социальной защиты и вознаграждения на основе личных достижений с прогрессивным налогообложением.
Первым в книге идет Гешер Хазив, пример тотальной приватизации. Третий – Ган
Шмуэль, придерживающийся традиционного способа ведения хозяйства.
Прощайте, атрибуты социализма!И все же по сути главная мысль статьи в Times ничем не отличается от того, что старается донести до читателя книга – чтобы выжить, кибуц, как и сам
Израиль, должен избавиться от многих социалистических атрибутов, - хотя автору статьи на это требуется лишь пара абзацев.
У книги другая проблема – постоянно серьезная интонация повествования. На ее страницах не встретишь ничего, что могло бы развлечь. Кроме того, она переполнена скорбью по израильскому социализму. Книга вполне могла бы принять участие в тотализаторе под названием “Где сионизм совершил ошибку?”, где победителем обычно выходит как раз Times. Примерно каждые три месяца или в воскресном выпуске газеты или на страничке редактора, кто-нибудь оплакивает смерть сионистской мечты, что бы не имелось в виду. С заламыванием рук очередной писатель вопрошает снова и снова: “Где Израиль совершил ошибку?”
Ответ часто находят сами авторы: Израиль должен вернуться к невинности времен своих пионеров, когда люди жертвовали собой во имя общего блага.
Однако в книге слишком много внимания уделяется мужеству и добродетелям первых сионистов. И слишком много абзацев посвящено соблазнам капитализма, совратившим кибуцников с “истинного пути”, хотя даже сами авторы признают, что без этих изменений движение обречено. Традиционная модель не пользуется особой популярностью у молодежи. Кибуцы переполнены пожилыми людьми, требующими пенсий, хотя многие источники дохода уже истощены, а у ворот не найти молодых и желающих. Это обстоятельство приводит авторов книги в отчаяние, но и игнорировать его они не могут.
Это важная тема и пара проницательных писателей, - или даже один, менее фанатичный, чем авторы вышеупомянутого труда, - должен подробно и объективно рассказать о движении кибуцников, его изъянах и достоинствах.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Куда поехать отдыхать? | Выбираем палатку для рыбалки →
#РЕКОМЕНДУЕМОЕ:
АпрельПамятники Великой Отечественной Войны на территории Беларуси
Случаи коронавируса в Беларуси
Боевые искусства
Земля в Аргентине
Австралия население
Как вырастить рассаду брокколи
Хабаровск
Деньги
Обучение вождению автоинструкторами
Депутат Казаков предлагает запретить в России НКО с иностранным финансированием
Май
Подготовка к получению прав категории А и B
Raiffeisen Bank может списать €148 млн стоимости бизнеса в России