Автоматические коробки передач весьма отличаются по своим конструктивным особенностям, но кое-что общее у них все же есть – всего 2 педали вместо традиционных 3 в механических коробках.
Гипсофила Минск вошла в тренд совсем недавно и служит как в самостоятельных композиции, так и дополнением к основным цветам.
Трансмиссия машины – это механизмы и узлы, которые соединяют двигатель с колесами. Функциональное предназначение трансмиссии – перенаправление крутящего момента от мотора машины к колесам, а также изменение направления езды, усилия тяги. Упрощенно допускается сказать, что трансмиссия представляет собой сцепление и КПП. И конкретно про данную часть трансмиссии идет речь, когда КПП называют автоматической или механической.
К минусам АКПП относят, прежде всего, более существенный расход топлива, низкую скорость переключения передач, худшую динамику разгона, отсутствие возможности буксировки машины, большую цену, меньшую надежность и проходимость в условиях бездорожья. Обладатели автомобиля с АКПП не смогут самостоятельно выбраться из снежного заноса или топкого болота. Дороже им обойдется и сервисное обслуживание авто.
Впрочем, преимущество «автомата» способно нивелировать все его недостатки. И это, конечно же, отсутствие педали сцепления и возможность не отвлекаться на бесконечное переключение передач во время езды. Даже водители с 40-летним стажем, всю жизнь ездившие на механике не могут не признать: с автоматической КПП намного проще и комфортнее.
В противовес скажем, что трансмиссия типа «механика» предоставляет больше возможностей водителю стабилизировать машину на проблемных участках дороги. Но современные системы безопасности, внедряемые в автомобилях, делают данное положительное качество все менее весомым. К тому же, АКПП постоянно модернизируются и совершенствуются, а их минусы нивелируются.
Термин «автоматическая трансмиссия» характерен для механизмов со значительно отличающимися алгоритмами работы и конструкциями. Отсутствие педали сцепления может означать как бесступенчатую трансмиссию, так и планетарную коробку передач (классический вариант), а также роботизированную механику или роботизированную КПП с 2 сцеплениями. А на спортивных машинах могут быть установлены коробки передач кулачкового типа: педалей в салоне три, но использую водители только две их них.
Перечисленные выше виды трансмиссий имеют свои положительные стороны и минусы, но все они по тем или иным характеристикам превосходят механическую коробку передач. На сегодняшний день к неоспоримым преимуществам механики можно отнести только более низкую цену, отсутствие сложностей в обслуживании, способность самостоятельно выехать из грязи или других проблемных участков дорог, а также исключительную надежность и более продолжительный срок службы. Автоматические же коробки передач с каждым годом причиняют все меньше проблем своим хозяевам, хотя до простоты в сервисе механики им еще расти и расти.
Кстати, в Европе многие автомобилисты, большую часть времени передвигающиеся по автобанам, не требующим частого переключения скоростей, предпочитают как раз механику. Впрочем, популярность АКПП в европейских странах все же увеличивается, особенно по причине того факта, что буксировка там канула в лету – при наличии проблемы машину доставляют на станцию техобслуживания на эвакуаторе. Кроме того, большая часть современных автоматов поддерживает, так называемый, секвентальный режим – у водителя есть возможность произвольного переключения селектором.
Кулачковая КПП не является полностью автоматической, и самостоятельно переключать передачи она не в состоянии. Как уже было отмечено выше, устанавливается она на спортивных гоночных машинах и предусматривает наличие педали сцепления, но у пилота есть возможность переключать передачи без нажатия на данную педаль.
Ключевое преимущество кулачковой коробки – высокая скорость переключения передач. Тогда как на автомобиле с механической КП данная процедура займет не менее шести десятых секунды, кулачковая справится с этой задачей всего за две десятых секунды. Переключение скоростей выполняется в секвентальном режиме.
Вне автомобильного спорта применение кулачковой коробки практически лишено смысла. Управление машиной с данной коробкой требует определенных навыков водителя. Она очень шумная, не имеет синхронизаторов, требует частого сервисного обслуживания.
КПП данного типа состоит из 2 основных элементов: КПП и гидравлического трансформатора. Последний установлен там, где расположено сцепление и не выполняет никакой работы при переключении скоростей. Его функции – нивелирование толчков при переключении скоростей и подача требуемой характеристики крутящего момента на главный вал коробки.
Для первых модификаций подобных КПП, выпущенных в сороковых годах ХХ столетия, было характерно всего три скорости и некоторые особенности в работе гидротрансформатора, ставшие причинами высокого расхода бензина и потерь мощности в коробках планетарного типа. В восьмидесятых годах появились 4-ступенчатые планетарные КПП, а в девяностых – пятиступенчатые и возможность осуществлять переключение скоростей в режиме автомата. В две тысячи втором году появилась первая 6-ступенчатая планетарная коробка передач (у компании BMW), а в две тысячи восьмом году – 8-ступенчатая (у компании Lexus). И, наконец, в две тысячи четырнадцатом году компания Мерседес представила первую 9-ступенчатую АКПП. Возможность автоматического управления сделала переключение передач более комфортным, а возможность блокировки гидравлического трансформатора и возрастание числа число ступеней уменьшили потери.
Резюмируя, стоит отметить, что планетарная КПП наиболее ресурсоемка и не экономична, она подходит только для моторов высокой мощности, но зато планетарная КПП является наиболее долговечной и наименее проблемной из всех видов автоматов.
Трансмиссии данного типа появились в середине ХХ века, но весьма длительное время их практическое использование было ограничено отсутствием возможности передачи высокого крутящего момента. В настоящее время эта проблема успешно решена, и ключевая проблема на сегодня – недешевое обслуживание и трудности с ремонтом.
Откровенно говоря, данный вид трансмиссии лишь условно можно назвать автоматическим – т.к. водителю не нужно переключать передачи самостоятельно. А по факту переключение скоростей в бесступенчатой коробке не происходит в принципе: передаточная цифра изменяется постепенно, не требуя остановки перехода крутящего момента от мотора на колеса по всему рабочему диапазону. При этом работа мотора происходит при номинальной мощности. За счет этого, вариаторы способны обеспечить лучшую экономичность топлива, по сравнению с МКПП, а также обеспечить соответствующую ей разгонную динамику.
При разгоне звук работающей трансмиссии равномерно нарастает. Что касается числа передач, то стоит уточнить, что подразумеваются внедренные программным способом положения вала, которые позволяют водителю осуществлять ручное вмешательство в работу трансмиссии.
Бесступенчатый тип трансмиссии является наиболее экономичным. К тому же, он позволяет получить хорошую динамику.
Она представляет собой классическую механическую КПП с 1-дисковым сцеплением, а также специальным электронным девайсом – актуатором. Данный блок обеспечивает возможность переключения скоростей, а также переключения сцепления при помощи сервоприводов. В трансмиссии данного типа объединены топливная экономичность механической КПП и преимущества автоматической КПП. Так как для запуска рабочих механизмов нужны дополнительные несколько секунд, разгон машин с коробкой данного типа несколько замедлен, а в момент переключения скоростей возможны рывки. Нивелировать их можно, незначительно отпуская акселератор при переключении скорости. Выполнять торможение мотором с трансмиссией данного типа необходимо вручную. При подъеме вверх может происходить откат назад, поэтому крайне рекомендуется оборудовать машину системой Hill Start Assist.
Собственно механическая часть отличается длительным сроком службы и надежностью, сломаться может актуатор – поменять их будет стоить весьма дорого.
Резюмируя, роботизированная КПП – это не что иное, как классическая механика с дополнительным девайсом – актуатором.
Идея роботизированной МКПП получила продолжение, которое было воплощено в преселективной КПП. Она не имеет основных минусов роботизированной механической трансмиссии – рывков и низкой скорости переключения скоростей.
Двухвальная роботизированная КПП является наиболее новым и весьма многообещающим видом автоматической КПП. Ее ключевая характерная особенность – 2 диска сцепления и 2 ведущих вала – для передач нечетного ряда и четного ряда. В КПП данного типа одновременно 2 шестерни пребывают в работе, к примеру, третьей и четвертой передачи. Переход же между ними выполняется буквально моментально, без паузы в подаче крутящего момента от мотора на колеса: сцепление нечетного вала выключается, и в эту же секунду происходит включение сцепления четного вала. После этого следующая передача вводится в зацепление.
Аналогичный алгоритм применяется и при снижении передач: на первом этапе зацепление, затем переключение сцеплений. АКПП данного типа могут иметь несколько различных обозначений: SST, DSG, S-Tronic и др. Их ключевые преимущества – высокая скорость переключения передач, превосходная адаптация под тип вождения, отменная динамика и плавность разгона. Разумеется, есть и минусы – большая цена, проблемы с долговечностью у первых поколений, высокая стоимость и трудности в ремонте и обслуживании.
Итак, мы рассмотрели все основные виды АКПП. Надеемся, вы почерпнули для себя полезную информацию.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Выбираем автомобильное масло | СТО - ваш надежный автосервис →